annamis (annamis) wrote,
annamis
annamis

Categories:

Кармен - любовь и свобода

Я не так часто хожу на оперы, в этот раз решила сделать сама себе небольшой подарок к дню рождения - в субботу побывала в Московском Музыкальном Академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко на опере «Кармен».

Стыдно признаться, но я никогда не слышала эту оперу целиком, зато я много раз смотрела балет "Кармен". Но все-таки мне хотелось услышать первоисточник, а именно оперу.
Конечно, с детства знакомы арии Кармен "У любви, как у пташки крылья" и Эскамильо "Тореодор, смелее в бой!", правда в этот раз оперу я слушала на французском, а перевод отличался от того к чему я привыкла.

Для Бизе "Кармен" оказалась трагической: публика изначально не приняла постановки. Композитор в процессе работы отказался от изначального замысла чего-то "веселенького". В итоге в произведении музыкальные номера сменялись драматическими речитативами без музыки - и зрители оказались не готовы к такому реализму на сцене.

Премьера оперы во Франции состоялась 3 марта 1875 года. После показа критики соревновались в уничижительных отзывах о постановке. Однако, эта газетная шумиха наоборот вызвала интерес у публики, особенно после смерти композитора, причиной которой многие называют именно физическую и моральную депрессию после неудачной премьеры "Кармен".

А сейчас это одна из самых популярных опер в мире и в России, в частности.
На русской сцене первая постановка оперы состоялась в 1878 году. В МАМТе также было несколько постановок, но режиссура Александра Тителя отличается от классических. Здесь нет пышных юбок у цыганки, перегруженных декораций, привычных штампов. Зато будет детский хор, разделение пространства на два уровня легким деревянным помостом, игра актеров, позабытая авторская редакция Бизе с речитативами.

Первый шок - появление в первом акте работниц в нижнем белье, изнывающих от зноя и даже не пытающихся прикрыться от похотливых взглядов мужчин, которые специально приходят посмотреть на женщин. Каждодневный ритуал, игра, со своими устоявшимися правилами.
Вот на сцене появляется и Кармен, и то ли в шутку, то ли от безделья выискивает взглядом новый объект для флирта. То, что начиналось как развлечение, закончится трагедией. Ответивший на ее любовный призыв солдат Хосе, пойдет на преступления ради любимой...

В этом спектакле убрано все лишнее, основная задача - создать атмосферу, сосредоточить внимание зрителя на деталях, максимально погрузиться в психологию героев. Именно поэтому достаточно пары стульев и камней, как мы оказываемся на горной дороге. А вот стол и тусклая лампа над ним  - и действие перенесено в небольшой кабачок...

Еще понравилось переодевание героев: в первом акте Кармен и Хосе в белом, во втором - Кармен в черном, Хосе в черно-белом, в третьем - снова оба героя в белом, а в заключительном четвертом акте Кармен в белом, Хосе в черном. Этот безмолвный диалог героев замечаешь не сразу, но на подсознательном уровне даже такие нюансы добавляют к происходящему на сцене дополнительные оттенки.

Мне очень понравилась исполнительница Кармен - Лариса Андреева. У нее получился очень живой образ страстной, нежной, соблазнительной цыганки, которая ценит свободу выше любых чувств. "Я родилась свободной и свободной умру".

Я давно не испытывала таких ярких эмоций, эта постановка действительно дала пищу для ума и сердца. Спектакль держал в напряжении до последней минуты. Александр Титель хотел, "чтобы оперу Бизе услышали и увидели будто впервые", и эта задумка однозначно удалась.



В этом году в Московский Музыкальный Академический театр имени Станиславского и Немировича-Данченко празднует свой 100 летний сезон. Я от всей души поздравляю театр с этим юбилеем!

Спасибо за приглашение театру МАМТ и сообществу moskva_lublu а также turandot5.
Подписывайтесь на соцсети театра Фейсбук Инстарам ВК

Tags: 2018, Культпоход
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments