annamis (annamis) wrote,
annamis
annamis

Categories:

Великий Устюг. Прогулка по городу

В последний день мы позавтракали, собрали вещи, сдали номера и пошли на прогулку по Устюгу.

Кстати, Великий Устюг ровесник Москвы, 1147 г. Располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны против слияния её с рекой Юг, на судоходных линиях этих рек и Северной Двины. С 1999 года объявлен родиной всероссийского Деда Мороза.

Имя города, Устюг, происходит, по одной из версий, от расположения близ устья Юга. По другой версии, название пришло вместе с переселенцами из Гледена, располагавшегося в самом устье Устюга.

Эпитет «Великий» город получил за свою роль в истории и торговое значение. В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.

Если бы история пошла по другому пути, вполне возможно город бы сейчас процветал, но увы, такое наследие не дает никаких бонусов. Большинство храмов закрыты, Дома на центральных улицах практически все 18-19 вв. не реставрируются. Грустно смотреть. Это была также одна из причин, почему поездка меня несколько расстроила. Ужасно обидно и горько на это все смотреть.

Появлению Вотчины поспособствовал бывший мэр Москвы, Лужков. Как говорят местные, пошли мэры Москвы и Вологодской области в баню париться, вот и придумали. Это, конечно, шутка, но сама идея замечательная! Где еще же жить Морозу, как не здесь! Красивые леса, старинный город с богатой историей, климат соответствующий...
Под Вотчину выделили бывший пионерский лагерь, отстроили терем, придумали концепцию. Ну я это все показывала в предыдущем посте. В самом городе есть резиденция Деда Мороза и почта. Гид сказал, что первые 5 лет действительно жили замечательно, появились деньги, зарплаты увеличились, в городе стали проводиться работы,  а потом... А потом произошли изменения в политике, кормушка стала интересна всем, теперь владельцев трое. Т.е. резиденция - это один хозяин, вотчина - другой... И, как у нас часто бывает, основная мысль - как бы себе карман набить. На местах работают люди, которые реально очень стараются! Все экскурсии, гиды - было видно, что даже при таком потоке туристов, тебе рады, с тобой общаются, но... Когда нет единой концепции, плана развития, это как рыба без головы. Даже не зная изначально всей истории с владельцами, я это почувствовала.
Конечно, большинство туристов не заморачивается и такие моменты не отслеживает, но я почему-то заметила и расстроилась. Очень надеюсь, что ситуация как-то изменится. Идея-то прекрасная! Туристы едут и надо развиваться. И только строительством еще одной сувенирной лавки или частной гостиницы ситуацию не изменить, нужна единая концепция. В конце-концов, все едут семьями, нужны варианты не только для детей, но и для родителей. Лыжная база, каток, кинотеатр, лошади, охота... да что угодно! Там есть, где это все построить!

Это был мой крик души, а сейчас возвращаемся в резиденцию. Я что-то не сделала фотографии здания, но это не так важно. Сам дом обычный. Мы сняли верхнюю одежду и прошли в зал, где была небольшая экспозиция старинных игрушек.


Также была круговая диорама со сказкой про Мороз.


На стене были интересные а-ля часы, где вместо цифр были фигурки и различные даты, памятные для традиции празднования Нового года в нашей стране. Как вы понимаете, везде новодел, но сотрудники музея придумывают интересные фишки, чтобы показать историю возникновения новогоднего праздника и самого Деда Мороза.



В углу стоял посох Деда Мороза, типа надо за него подержаться и желание загадать.

А на этой карте показаны страны, в которых также есть какой-то сказочный новогодний персонаж, приносящий подарки.

Потом мы прошли в часовую палату и детям выдали грамоту и сладкий подарок (это мы заказывали отдельно еще в Москве, но можно и на месте перед экскурсией заказать и оплатить).


Тут можно было за символическую денюжку (20 рублей) примерить костюмы различные и сфоткаться. Мы что-то протормозили и не стали этого делать.

А вот сам подарок нам очень понравился! Дело в том, что все конфеты вологодские! Очень вкусные и необычные! Таких в Москве не купишь! Зефир был обалденный! Очень нежный  и реально яблочный, а не как у нас сейчас один сахар и белок.

Тут Коля пишет в альбом свои добрые дела. :)

Фото на память. А час в этой комнате и правда очень разные!

В следующей комнате были мастер-классы. Я как-то не успела посмотреть все, побежала за Катей, но было несколько мастеров с берестой, с тканями, еще с чем-то. Катя выбрала делать куколку из ткани. Я сначала села с ней делать, но она и без меня отлично справлялась. Поэтому я пошла к бересте. Коля тоже бересту делал, сделал колечко.

А я делала небольшую подвеску у удивительной мастерицы. Помните, я жаловалась, что хотела найти нечто необычное сувенирное, а попадалось все одинаковое, так вот - я нашла! Это работы мастерицы Людмилы и ее дочери Ирины. Их инстаграм Они занимаются изготовлением украшений и елочных игрушек из бересты с инкрустацией слюдой и страз Своровски.
Я чуть не умерла от восхищения прям там! Безумно красиво! Купила себе гранатик и подруге брошечку небольшую. Вещицы недешевые, но сделано очень качественно (с обратной стороны кожа, японский замочек).

После мастер-классов мы спустились на первый этаж в музей открытки. Удивительно хорошо пообщались с экскурсоводом. Как раз сейчас у них проходит небольшая выставка, посвященная открыткам Зарубина. А я как раз их собираю! Так что вопросов от меня было много. Музей небольшой, но душевный. Экскурсовод тоже обратила внимание на нашу группу: "Некоторые приходят, 10 минут послушают и бегом, а мы с вами уже полчаса общаемся! Приятно видеть такой интерес!" Я накупила разных открыток в подарок и взяла несколько каталогов прошедших выставок.

Потом мы зашли на почту Деда Мороза. Именно в это здание поступают все наши письма дедушке.

Понравилась надпись на стуле "Ушел раздавать подарки".

Где-то в этой куче и наше письмо.

А это помощницы деда Мороза! На письма отвечают именно они.

После экскурсии нас повели обедать, по дороге заходили в лавочки. Из сувениров муж купил спиртные настойки местного завода. По сути это одно из основных производств на территории города. Также есть завод по производству эко топлива, небольшой ювелирный завод народного великоустюгского промысла по чернению серебра. Но я как-то не оценила эти украшения, да и в лавочках было не так много вариантов.

Лен тут из Вологды (я купила в подарок для мешочка), сладости тоже из Вологды. Берестяные вещицы делают местные, также есть народный промысел по росписи на дереве и бересте.

Всего в городе сохранилось 28 храмов 17-18 вв. Но действующая всего одна :( Вот этот монастырь отдан под автоколледж... Именно там мы обедали, в местной трапезной. Кстати, там еда нам всем очень понравилась! Мы даже задержались  и докупили еще поесть. Хоть и столовка, но качественная.

Тоже ужасно обидно, что церкви и монастыри стоят пустые...
Прироста населения нет, скорее убыль, молодежь уезжает учиться и обычно не возвращается. Работы особо нет, зарплаты маленькие 12-15 тыс. Как говорили местные, а я почему-то в этот раз очень много общалась, "мы не живем, а выживаем"...

После мы пошли кататься с горки на ватрушках. Я тоже съехала! Дети очень просили, особенно Коля, прям ныл "Хочу на горку! Вы обещали!" Я предлагала зайти в детский дом творчества, у них есть мастер-классы, но нет, какое там, горки! С другой стороны, хорошо, что горки :) Я только переживала немного, что одежда будет мокрой, но на ватрушках ничего не намокало.

После мы зашли в кафе, попили чай.... потом подумали и решили ехать в Котлас чуть раньше. Поезд у нас был в 20 часов, мы изначально заказали такси на 18, но в итоге перенесли на 16. Делать в Устюге было особо больше нечего, потому мы уехали в Котлас пораньше, сдали вещи в камеру хранения, нашли уютную кафешку буквально в 15 минутах ходьбы от вокзала и наконец-то нормально поели! Котласу всего 100 лет, но там жизнь и цивилизация :) Все-таки очень важно, когда через город проходят дороги, ж/д.

В Устюге тоже все есть и ж/д вокзал и аэропорт, но регулярные поезда в Устюг не ходят, только экскурсионные: отцепляют вагон, везут народ в Устюг, оттуда сажают на автобусы и в Вотчину, в этот же день забирают и обратно на поезд. Не знаю, есть ли вариант остаться на несколько дней пожить, нам таксист только про такой рассказал. Но, кстати, на заметку возьмите, если интересно. Я когда искала, даже не встречала подобных предложений.

В самом Котласе мы купили банку морошки, замоченной в воде. Обожаю эту ягоду и очень по ней скучаю. Съела большей частью сама :)


В поезде мы вытащили ноут и все вместе посмотрели чудесный семейный фильм "Белль и Себастьян". Фильм про дружбу мальчика и собаки, про то, что важно любить сердцем и доверять себе, а не чужим словам. Очень рекомендую!
Вот такие у нас вышли каникулы. В целом, поездка мне понравилась, но очень хотелось бы, чтобы город не уходил в землю в прямом и переносном смысле, а развивался и рос, к этому есть все предпосылки.
Надеюсь, мой рассказ был интересным. Спасибо всем, кто дочитал! :)

Tags: 12-13 лет, 2019, 365, 6-7 лет, Жизнь, Катя, Коля, Путешествия, Я
Subscribe

  • Там, где живет Новый год

    В весенние каникулы с Катей побывали в Музее ватной игрушки. Вернее это место объединяет в себе многое — Мануфактуру «Московская…

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад! О, какие тут дети еще маленькие! И мама намного моложе... все как вчера!

  • В этот день 14 лет назад

    Этот пост был опубликован 14 лет назад! Удивительно, но я сейчас крайне редко делаю украшения, мне и хочется с одной стороны, а с другой... что-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Там, где живет Новый год

    В весенние каникулы с Катей побывали в Музее ватной игрушки. Вернее это место объединяет в себе многое — Мануфактуру «Московская…

  • В этот день 7 лет назад

    Этот пост был опубликован 7 лет назад! О, какие тут дети еще маленькие! И мама намного моложе... все как вчера!

  • В этот день 14 лет назад

    Этот пост был опубликован 14 лет назад! Удивительно, но я сейчас крайне редко делаю украшения, мне и хочется с одной стороны, а с другой... что-то…