annamis (annamis) wrote,
annamis
annamis

Categories:

Выставка Репин в ЦДХ

Как и обещала, выношу рассказ про выставку отдельным постом. Сначала немного официальных вводных: сайт выставки, продлится с16 марта по 18 августа 2019 г.
Обращаю также внимание, что "билеты на выставку можно купить только в предварительной продаже. Билеты на текущий сеанс в день посещения в кассах не продаются."
Аудиогид мы брали на выставке - цена кажись 350 рублей, можно скачать в интернете, но я так поняла, что он на сайте намного короче.

Крайне рекомендую брать аудиогид - вы просто физически не прочтете столько, да и многое останется за кадром: в аудиогиде много информации, которую нигде на выставке не найдете.
На само посещение у нас ушло 3,5 часа! При этом только основной зал мы обходили 2,5 часа!  Что-то мы уже посмотрели совсем бегом, т.к. сил на детальный осмотр просто не осталось, поэтому по возможности вернусь еще раз и внимательнее порассматриваю остальное.

С царевной "Софьей" интересно посмотреть как раз антресольный этаж, где показано, как менялся замысел художника во время работы. Вариантов было много! Руки в другом месте, расположение фигуры, наличие короны... В общем, очень любопытно! Репин часто прям на холсте менял что-то, благодаря современным методам можно, не снимая красочного слоя, увидеть более ранние слои.

Вот эта картина понравилась :)

Как-то мимо меня прошли эскизы или первые варианты известных картин. В прошлый раз, когда была на выставке Репина, этого не запомнила или не увидела.

Одна из моих любимых работ "Садко".

О многих картинах вообще не знала! Фотографировать на выставке нельзя, я изловчилась и фоткала быстро телефоном некоторые произведения. Простите за криво-косо, но лучше так, чем никак.

Очень тонко он писал лица. Вроде смотришь - не очень красивое лицо, а при этом создается впечатление чего-то живого.


Сюжеты на библейские темы произвели на меня в этот раз огромное впечатление.


НУ и "классика", известная еще со школы :)

А эту картину "Стрекоза" я нежно люблю еще с прошлой выставки. Чудесная же! Правда?

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» — колоссальная по размерам картина, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками. По жанру — коллективный портрет с 81 фигурой!!! Размер картины — 400 х 877 см!!! Вы просто вдумайтесь в размер! Обалдеть! На выставке еще были портреты членов совета.

А вот в этого персонажа я просто влюбилась! Знакомьтесь - Федор Никитич Романов-Юрьев (1554-1633), в постриге Филарет, патриарх Московский и всея Руси (с 1619), отец Михаила Федоровича - первого царя из рода Романовых.

Уже в молодости он зарекомендовал себя как большой эрудит, первоклассный наездник и первый московский щёголь. В 1593—1594 годах Фёдор Никитич упоминается как псковский наместник. К концу царствования Фёдора Иоанновича будущий патриарх имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трёх руководителей ближней царской думы.

Сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича, что в 1600 году стало причиной ссылки. Фёдор Никитич и его жена Ксения Шестова были насильно пострижены в монахи под именами Филарета и Марфы, что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — в 1613 году был избран русским царём.

Смутное время стало для Филарета периодом взлётов и падений: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет оставался на нём и при Василии Шуйском, а с 1608 года, захваченный тушинцами в Ростове, но принятый Лжедмитрием II опять же как «родственник», вынужден был играть роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые «тушинцами», при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.
В 1610 году он был отбит («отполонён») у «тушинцев», вскоре был назначен в посольство к Сигизмунду III. Не возражал против избрания царём польского королевича Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года и был торжественно встречен сыном.
Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой!!!
Не жизнь, а приключенческий роман!!!


"Осенний букет". Как и на картине "Стрекоза" здесь также изображена дочь Ильи Репина Вера.
Старшая дочь художника родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребёнком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Крёстным отцом маленькой Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге, известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов.

Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали своё дело. Увлечение театром привело её к службе артисткой Александринского театра, где Веру вспоминали как даровитую драматическую актрису, не лишённую музыкальности, однако имеющую неприглядную внешность и плохой характер.

В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива и становится полноправной хозяйкой в доме уже пожилого отца, взяв на себя все бытовые заботы.

Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский. По его воспоминаниям, Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

Наталия Нордман - вторая (неофициальная) жена Репина. Эту картину я помню еще с прошлогодней выставки в музее импрессионизма. Тоже неоднозначная личность. Многие недоумевали, что красавец-художник нашел в этом шумной простоватой дурнушке. Но между ними вспыхнули настоящие чувства, испепелившие со временем их обоих. Натали Нордман и Илья Репин прожили вместе 15 лет, а в память об их союзе остались лишь картины и письма, конверты с которыми она даже не открывала.

Они впервые встретились, когда Илья Репин писал портрет княгини Тенишевой. Чтобы княгиня не скучала, он приглашал в компанию кого-нибудь из знакомых, кто мог бы развлекать ее во время сеанса. Мария Тенишева привела как-то с собой подругу, уверяя художника, что уж с ней-то скучать точно не придется. Однако через несколько дней Репин написал княгине письмо, прося никогда больше не приводить в мастерскую «эту».

Когда и при каких обстоятельствах стойкая неприязнь переросла в глубокие нежные чувства, остается неизвестным. Но вскоре Натали Нордман уже сопровождала художника в Одессу, откуда он должен был отправиться в путешествие по Палестине.

Друзья Репина, его ученики, литераторы и искусствоведы с удивлением замечали, насколько изменилась жизнь художника с появлением Натали. Многие считали ее невоспитанной и слишком экзальтированной. Поначалу ее экстравагантность забавляла Илью Ефимовича, он находил в этом некую изюминку и потакал милым оригинальностям жены. Впрочем, супругой она была ему гражданской, так как после развода с первой супругой художник не мог венчаться.

В Пенатах Наталья Борисовна уравняла прислугу с именитыми гостями, и развесила везде объявления, что гостям нужно самим себя обслуживать. По средам, которые были заведены ею для светских вечеров и деловых встреч, гостей изредка мог встретить сам Илья Ефимович, он же принимал у своих визитеров пальто и провожал в гостиную. Но чаще всего посетители сами раздевались и проходили вглубь дома. На обеде им никто не прислуживал, так как все, в том числе и слуги, сидели за одним вертящимся столом а странный суп из сена разливал тот, на кого выпадал жребий.

Наталья Борисовна объявила себя вегетарианкой и на приемах угощала овощными блюдами и супом из настоящего сена. Илья Ефимович вынужден был лакомиться мясом либо в гостях в отсутствие Натальи Борисовны, либо в питерских ресторанах.
Впрочем, и супруга его была далеко не безгрешна. По воспоминаниям М.К. Куприной-Иорданской, первой жены Куприна, в спальне у вегетарианки на туалетном столике стояли бутылка коньяка и блюдо с бутербродами с ветчиной. Наталья Борисовна просила своих гостей не рассказывать о ее пищевом предательстве Репину.
Натальи Борисовны всегда было слишком много. Она все делала нарочито напоказ, громко и публично. Она несомненно, любила своего мужа, но зачастую не замечала, что заставляет его испытывать неловкость перед знакомыми, а то и вовсе мешает работать.

На Рождество, приезжая в Москву в гости она первым делом громогласно и долго поздравляла всю прислугу, сокрушаясь, что богачи даже праздник у бедных отобрали. Илья Ефимович краснел и смущался.
Дома же она часто устраивала какие-то шумные спектакли с крестьянами или собирала множество детей в импровизированный детский сад.

С каждым годом она становилась все более фанатичной вегетарианкой, требуя и от супруга придерживаться установленных правил. После она отказалась носить шубы из меха. Она пошила для себя шубу из мешковины, наполненной сосновыми опилками. Наталья Борисовна искренне считала, что такая шуба согреет ее. Она все чаще простуживалась, все дольше болела. Она излечилась от чахотки в первый раз, но следом заболела пневмонией. А после опять чахоткой.
Ее чудачества уже давно охладили пыл Ильи Ефимовича, и Наталья поняла, что из любимой жены она стала настоящей обузой, которой он стыдится, но за которой вынужден ухаживать. Она оставила дома все его подарки, взяла денег на дорогу и отправилась в Швейцарию, в Локарно в больницу для малоимущих.

Репин перевел на ее имя деньги, но она отказалась от них, не считая более себя его женой. А его письма она даже не распечатывала, хотя в одном из них могла бы прочесть: «Я начинаю Вас любить глубокой любовью. Да, более 15 лет совместной жизни нельзя вдруг вычеркнуть. Устанавливается родственность незаменимая…».

Она скончалась 28 июня 1914 года. Илья Репин не успел на ее похороны. А потом он в один миг отменил все чудаковатые правила установленные Натальей Нордман в Пенатах. Он сожалел о ее кончине и считал себя осиротевшим, но убитым горем не выглядел.
Источник

Простите за много букв, но выставка и правда огромная! Поэтому "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"! :)) Спасибо тем, кто дочитал до конца :)

Tags: 2019, Жизнь, Культпоход, Я
Subscribe

  • С 23 февраля!

    Разбавлю бесконечные отчеты о том, куда я мы успели сходить, бытовухой :) Вернее тоже не совсем бытовухой, а праздничными хлопотами. Катя в этом году…

  • Усадьба "Узкое" 07.02

    Надо признать, что я сдаюсь: если раньше я писала посты для жж, а потом их урезала под формат инстаграма, то сейчас все чаще пишу сначала там, а…

  • Самый новогодний балет "Щелкунчик" в "Новой опере"

    В январе, в последние дни каникул мы побывали с дочкой в Новой опере на одном из самых моих любимых балетов «Щелкунчик». Либретто к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • С 23 февраля!

    Разбавлю бесконечные отчеты о том, куда я мы успели сходить, бытовухой :) Вернее тоже не совсем бытовухой, а праздничными хлопотами. Катя в этом году…

  • Усадьба "Узкое" 07.02

    Надо признать, что я сдаюсь: если раньше я писала посты для жж, а потом их урезала под формат инстаграма, то сейчас все чаще пишу сначала там, а…

  • Самый новогодний балет "Щелкунчик" в "Новой опере"

    В январе, в последние дни каникул мы побывали с дочкой в Новой опере на одном из самых моих любимых балетов «Щелкунчик». Либретто к…